Трапезников А.Ф., учитель английского языка МБОУ СОШ №3 - " Проектная деятельность на уроках иностранного языка как средство формирования УУД".

19.11.2013 17:13

 (Из пояснительной записки к  вопросам

о проекте стандарта среднего (полного) общего образования)

 

 Зачем нужен новый школьный  стандарт

  Проблема в том, что в отечественном школьном образовании сложилась непростая ситуация: современная школа не отвечает социальному запросу, то есть запросам семьи, общества и государства. По данным международных исследований PISA, по уровню функциональной грамотности в последние 15–20 лет Россия занимает 40-е места из 65 стран, участвующих в этих исследованиях. У наших обучающихся отличные теоретические знания, но российские школьники отстают в умении применять свои знания в повседневной жизни, что приводит к снижению личной успешности и конкурентоспособности.

  На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя». 

                                                                                                         Элберт Хаббарт.

 Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

  Другими словами мы должны научить ребёнка учиться  и помочь развитию у него умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор , развивать у него УУД. Существует множество  методик, но я сегодня хотел бы поговорить о проектной деятельности на уроках иностранного языка как средстве формирования УУД.

   В ходе развития универсальных учебных действий нельзя  недооценивать старые ,  добрые проектные формы работы, где помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определенного продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и учащимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими учащимися. При этом изменяется роль учителя – из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с учениками, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.  При этом должны выполняться ряд необходимых условий:
 

  • проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося; 
  • для выполнения проекта должны быть необходимые условия - информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
  • обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приемов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта; 
  • необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
  • использование дневника самоконтроля, где отражаются элементы самоанализа в ходе работы, который используется при составлении отчетов и во время собеседований с руководителями проекта; 
  • наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника; 
  • результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, иметь общественную оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или выставлены в открытых ресурсах Интернет для открытого обсуждения.

Что такое проект?

   Проект – это интеллектуальная, практико- и личностно- ориентированная деятельность. Проект - это возможность учащихся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, плакатов, объявлений, исследования с последующим оформлением и т.д.

 Цель проектного обучения: создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают у себя исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, проведение эксперимента, анализ, построение гипотез, обобщение);
  • развивают индивидуальные творческие способности;
  • повышают интерес к предмету и учебную мотивацию.

   Авторами технологии проектной деятельности являются американские ученые  Джон Дьюи и его ученик В.Х. Килпатрик, а в России разработкой этого вопроса занималась Е.С. Полат.

  Е.С. Полат выделяет следующие умения, которые способствуют успешному овладению проектной деятельностью: - интеллектуальные (умение работать с информацией, с текстом (выделить главную мысль, вести поиск информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п., умение работать с разнообразными справочными материалами);

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире.

  - творческие (умение генерировать идеи, для чего требуются знания в различных областях; умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы; умения прогнозировать последствия того или иного решения);

 Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность.

 - коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать своего собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкреплённую аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль) ;

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми.

  Личностные (нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков ,мнений .высказываний.

   Все знают, что проект это 5 П: проблема, планирование, поиск информации, продукт (итог деятельности), презентация (представление и защита).  Количество этапов деятельности, направленной на создание проекта, определяется заданной проблемой, глубиной ее исследования, возрастными особенностями учащихся, уровнем их интеллектуального развития.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту.

   На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности, по завершению которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда.

2. Организация участников проекта.

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются уровень знания предмета, способность к самостоятельной работе, склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта.

Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект.  Работы обсуждаются, делаются замечания, добавления, корректировки. Все группы (или каждый учащийся индивидуально) выступают со своими проектами, демонстрируют, что было достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.

     При оценке готового проекта следует обращать внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала необходимо проверить черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю их на отдельном листе бумаги, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.

  Финальным продуктом проектно-исследовательской деятельности могут быть учебные пособия в помощь учителю, рефераты, видеофильмы, альбомы, мультимедийные презентации, сценарии, макеты, спектакли и прочее.

 

 


  Использование такого подхода в обучении позволяет строить взаимодействие по схеме: учитель – исследование – ученик. При этом учитель становится координатором, методологом, а функция ученика приобретает характер внутреннего диалога с источником и результатами исследования.

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

Китайская мудрость                  

 

  Говоря о собственном опыте работы с проектами в рамках ФГОС и не только, могу сказать одно - это реально работает!  В 6-х классах уже второй год мы работаем над индивидуальными языковыми портфолио.  И я могу сказать успешно.  Задания по портфолио у нас предусмотрены программой.  Практически в каждом разделе наряду с заданиями по ИКТ,  присутствуют задания по портфолио. Помимо реализации творческих амбиций учеников это даёт и практическую цель- демонстрация собственных достижений родителям, и как следствие, повышение самооценки и мотивации.

   Говоря о долгосрочных проектах , требующих  длительной подготовительной работы, хочется рассказать о проекте “ Let's go around my native town” . Тема была предложена учениками 6-х классов после просмотра видеофильма ,  снятого  старшеклассниками в рамках другого проекта “Благословенна земля Саратовская”(диплом 1 степени).  Работа в самом разгаре и говорить о результатах еще рано.

   В рамках подготовки и проведения недели иностранного языка традиционно организуем несколько проектов  («Граффити» ,    кон-                                   курс чтецов, «Иллюстрации к произведениям») в которых принимают участие практически все учащиеся 2-11 классов. 

    В начальной школе, конкретно во 2-х классах, говорить о каких-то долгосрочных проектах не приходится,  так как языковые компетенции не позволяют  обучающимся выполнять подобные задания.  Поэтому им предлагаются небольшие по объему задания (нарисовать иллюстрации к алфавиту,  слову).

   Над проектами мы работаем не только в рамках ФГОС. Международный российско-американский проект , в котором принимают участие наши дети, “Поем на разных языках”,  создание видеороликов и другие проекты проводимые на различных уровнях несомненно способствуют развитию способностей,  умений, компетенций учащихся.  В конечном итоге развитию универсальных учебных действий,  столь необходимых в современных условиях.